Нижний Новгород
Без него невозможно представить Россию. Пятый город страны по числу жителей. Столица Поволжья. Родина Максима Горького. Место проведения чемпионата мира по футболу 2018. Всё это — о Нижнем Новгороде.
Нижний дарит множество любопытных тем, однако лишь часть из них полезны для жителей и интересны среднестатистическому туристу. В городе находится огромный пласт истории, культуры, науки и промышленности. С Нижним Новгородом можно знакомиться часами. Постараюсь обозначить основные моменты и сопроводить их фотографиями, сделанными в сентябре 2017 года, когда я приезжал на всероссийский финал чемпионата уличного баскетбола АСБ 3х3.
01. Олень - главный символ Нижегородчины.
Нижний Новгород основан в 1221 году на месте слияния Оки и Волги, всего на 74 года позже Москвы. Город постепенно развивался и в Смутное время сыграл важнейшую роль в истории России. Именно здесь собрали ополчение для освобождения Москвы от поляков под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В их честь поставлены памятники, названы площадь и улицы. Имя Минина носит Нижегородский педагогический университет.
02. Улица Пожарского.
Ока делит Нижний Новгород на две части: возвышенную Нагорную (с историческим, культурным и деловым центром) и низинную Заречную (с автозаводом и жилыми кварталами). В первой живёт 30% населения города, находится Кремль, крупнейшие ВУЗы региона, театры, музеи и одна станция метро «Горьковская». В Заречной проживает, соответственно, 70% горожан, находятся Нижегородская ярмарка, заводы «ГАЗ», «Красное Сормово» и «Сокол», железнодорожный вокзал и аэропорт «Стригино».
03. Впадение Оки в Волгу. Футбольный стадион. Железнодорожно-автомобильный Борский мост. По нему проходят поезда из Москвы направлением на Киров и Екатеринбург. Ивановская, крупнейшая, башня кремля, с неё началось его строительство.
Нижегородский кремль построен в 1508–15 годах, когда город служил местом сбора для походов против Казани. Достаточно быстро, после взятия столицы Казанского ханства, Кремль утратил своё военное значение, и со времён Петра I стал резиденцией для руководства губернии и области. Протяжённость стен Кремля составляет 2 километра. В них имеется 13 башен и 5 ворот (в квадратных башнях). Любопытно, что до прихода советской власти стены и башни белились.
04. Борисоглебская башня.
С 1719 года Нижний Новгород являлся центром Нижегородской губернии, а затем - Нижегородской области. Стремительный рост города произошёл в XIX веке:
1817 — появление Нижегородской ярмарки, давшей толчок развитию купечества;
1849 — основание в пригороде Сормовского завода (ныне «Красное Сормово»);
1862 — завершение строительства железной дороги Москва — Нижний Новгород;
1896 — проведение Всероссийской торгово-промышленной выставки, где представили гиперболоидную башню Шухова (рядом с Дзержинском на берегу Оки сохранилась одна из двух уникальных шуховских башен).
05. Никольская башня и Зеленский съезд.
В период с 1932 по 1990 год город назывался Горький в честь писателя Максима Горького, местного уроженца. Город закрывали для иностранцев в 1959–91 годах. В том числе и по этой причине, в Горький отправили в ссылку физика и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Андрея Сахарова. Перед распадом СССР Горький входил в тройку крупнейших городов России. Сейчас Нижний Новгород - центр Приволжского федерального округа, что заставляет грустить Казань и Самару. В городе находятся управление Горьковской железной дороги и макрорегиональный филиал «Ростелекома» в ПФО.
06. Здание присутственных мест — Законодательное собрание Нижегородской области. В нынешнем VI созыве (2016-2021) однопалатный областной парламент состоит из 50 депутатов: «Единая Россия» — 41, КПРФ — 4, ЛДПР — 3, «Справедливая Россия» — 2.
07. Тайницкая башня.
Население Нижнего Новгорода составляет 1,26 миллиона человек, что делает его пятым городом России после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга. Численность жителей агломерации достигает 2 миллионов (63% области и 7% ПФО). Всего в Нижегородской области проживает 3,2 миллиона человек (11-й регион России). Большая часть сосредоточена вокруг Нижнего Новгорода (1,2 млн): западнее него Дзержинск (230 тыс.), севернее Балахна (50), Городец (30) и Заволжье (38), через Волгу - Бор (78), юго-восточнее Кстово (67), где расположен крупнейший нефтеперерабатывающий завод «Лукойла». Из крупных городов стоит отметить находящиеся на юге области Арзамас (105), где собирают БТРы и специальные машины для армии, и закрытый для свободного посещения даже россиянами атомный центр Саров (95), бывший Арзамас-16. В Выксе (53) делают трубы для газопроводов, а в Павлово (58) собирают легендарные и презираемые всеми автобусы ПАЗ («пазики»). Все, кто едет из Москвы в Нижний, проезжает Дзержинск — город-спутник. Он печально знаменит своей плохой экологией. При СССР это огромный центр химической промышленности. В настоящее время в Дзержинске расположен завод «СИБУР-Нефтехим» мощностью 300 тыс. тонн окиси этилена и 256 тыс. тонн гликолей в год.
08. Тайницкая башня с другой стороны и Ильинская гора.
В 2005–17 годах Нижегородскую область возглавлял Валерий Шанцев, которого по достижении 70 лет отправили в отставку. Об итогах работы лучше всего говорит то, что за время его правления население области сократилось на 5,7% при сильно возросшей рождаемости и сокращении смертности. То есть люди не хотят жить в Нижнем Новгороде и регионе вообще, и уезжают в другие места. По таким социально-экономическим показателям, как среднемесячные зарплата, пенсия и уровень безработицы, область болтается где-то в середине списка регионов России. Многократно вырос дефицит бюджета: 2016 году дефицит составил 4,4 млрд руб. при доходах в 134,7 млрд руб. По масштабу экономики (ВРП) Нижегородская область находится на 13-м месте в России, уступая трём регионам из ПФО (Татарстану, Башкирии и Самарской области). Как не трудно догадаться, область входит в число дотационных регионов, получая из федерального центра дополнительные средства.
09. Внутри стен Нижегородского кремля.
10. Ильинская церковь, Речной вокзал и Собор Александра Невского на стрелке.
Нижнему Новгороду не везёт на мэров. В 2010–15 годах город возглавлял Олег Сорокин. В декабре 2017 года его арестовали по уголовному делу, а местное телевидение (редкое событие для России!) сняло 1,5-часовой фильм о деятельности коммерсанта, где можно увидеть наглость и хамство, уничтожение исторических построек и постоянный конфликт интересов при застройке города коммерческой недвижимостью. В 2015–17 годах мэром явялся Иван Карнилин, о котором узнала вся Россия после скандала с двумя найденными квартирами в Майами. И вот в январе 2018 года новым мэром стал пришедший с губернатором Никитиным экс-депутат городской и государственной дум Владимир Панов.
11. Старейший в Кремле Михайло-Архангельский собор и Нижегородская филармония им. Мстислава Ростроповича.
Известными уроженцами Нижнего Новгорода и области являются математик, один из создателей неевклидовой геометрии Николай Лобачевский, писатель Максим Горький, медик Иван Сеченов, актёр Евгений Евстигнеев, кинорежиссёр Игорь Масленников, основоположник высшего пилотажа, автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров, лётчик-испытатель Валерий Чкалов, двукратный олимпийский чемпион по хоккею, вратарь Виктор Коноваленко, супермодель Наталья Водянова.
12. Площадь Народного единства, Набатный колокол и Волга.
13. Бойницы и крыша Тайницкой башни.
Традицией для Нижегородской области стало то, что многие её руководители отправлялись на повышение в центр. Её начал ещё перед Второй мировой войной Первый секретарь Горьковского крайкома ВКП(б) Андрей Жданов, возглавивший Ленинград. Затем последовали Алексей Шахурин (нарком авиационной промышленности), Михаил Родионов (председатель Совмина РСФСР), Леонид Ефремов (первый зампред Бюро ЦК КПСС по РСФСР), Михаил Ефремов (зампред Совмина СССР), Константин Катушев (секретарь ЦК КПСС), Николай Масленников (первый вице-премьер и председатель Госплана РСФСР), Юрий Христораднов (председатель Совета Союза ВС СССР). В эпоху независимой России первого губернатора Нижегородской области Бориса Немцова называли преемником Бориса Ельцина на посту президента страны. Немцов после пяти лет губернаторства в 1997 году уехал в Москву на должность первого вице-премьера правительства России и, на данный момент, стал последним, кто продвинулся по карьерной лестнице. В 2005 году в область сослали вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, а спустя 12 лет, видимо, в надежде на самостоятельную работу, сюда приехал первый зампред Минпромторга Глеб Никитин.
14. Кремлёвский бульвар.
15. Дворец военного губернатора. Ныне — Нижегородский государственный художественный музей.
16. Закатный вид на стены кремля и Стрелку.
17. Основная пешеходная улица — Большая Покровская. Вдали видна Дмитриевская башня.
Значимое место для городской топонимики у лётчика-испытателя Валерия Чкалова, погибшего в 1938 году. Самая известная байка о нём — пролёт под Троицким мостом Санкт-Петербурга. Также он знаменит как командир экипажа, совершившего беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер. Интересно, что его именем называли областной центр: только не родной Нижний, тогда уже переименованный в Горький, а Оренбург (с 1938 по 1957), к которому Чкалов не имел никакого отношения. Там же на самом видном месте стоит ещё один памятник популярному лётчику.
18. Памятник Валерию Чкалову на фоне Георгиевской башни.
Вокруг созданного в 1932 году авиастроительного завода «Сокол» (тогда — авиационный завод №21) формировался Московский район. Шеф-пилотом завода в 1934–38 годах являлся Валерий Чкалов. Из 10,292 построенных в СССР истребителей И-16 (основной истребитель ВВС РККА до начала 1942 года) 8494 штук (83%) произвели на заводе №21. В годы войны в Горьком выпускались истребители ЛаГГ-3, Ла-5 (9229 машин — 92% из построенных) и Ла-7. Всего за войну горьковский авиазавод произвёл четверть всех истребителей СССР. Потом пришло время сверзвуковых машин — МиГ-21, МиГ-25 и МиГ-31, причём завод №21 выступал главным производителем двух последних моделей.
19. Во времена Чкалова популярны были лётчики, а теперь смартфоны.
20. Вид на Волгу.
21. Смотровая площадка у кремля.
22. Советские детали чкаловской лестницы.
23. Чкаловская лестница, выполненная в форме восьмёрки.
24. Нижегородская канатная дорога.
Нижегородская канатная дорога через Волгу построена в 2012 году и изначально сооружалась не для туристов, а для улучшения транспортной доступности города Бор. Дело в том, что в районе нескольких десятков километров существует только один мост через великую русскую реку (формально их теперь три, но находятся они в одном месте). Характеристики дороги: 3661 метр, 10 опор, 28 восьмиместных кабинок, 500 пассажиров / час, время в пути — 12,5 минут, самый большой в Европе безопорный пролёт над водной поверхностью — 861 метр. Строительство обошлось приблизительно в миллиард рублей.
25.
78-тысячный Бор расположен напротив Нижнего Новгорода по другую сторону от Волги. Основное предприятие города — Борский стекольный завод, принадлежащий бельгийцам и дающий порядка половины общего объёма производства. По скромным оценкам, до трети населения Бора работает в Нижнем.
26. Город Бор. В центре - Борский стекольный завод.
Нижегородская соборная мечеть открылась в 1915 году и находится рядом с канатной дорогой. Татары — вторая этническая группа в Нижегородской области. Они массово переселялись сюда в XVI-XVII веках. Кажется, что у каждого второго московского татарина есть деревня с татарскими бабушкой/дедушкой в Нижегородской области.
27.
Главным городским брендом долгое время был ГАЗ - Горьковский автомобильный завод, открытый в 1932 году и выпускавший много эпохальных для всей страны моделей. Предприятие, вокруг которого появился Автозаводский район, считалось градообразующим. Численность персонала при СССР превышала 100 тысяч человек. ГАЗ всю свою историю хорошо чувствовал конъюнктуру и выпускал то, что требовалось. До войны — «полуторки» (грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ), а сразу после неё — ГАЗ-51 на 2,5 тонны (самая массовая грузовая модель 1950–70-х годов). Войну выиграли, и требовался уже легковой автомобиль: сначала «Победа», а затем 21-я «Волга» (ГАЗ-21), выпускавшаяся в 1956–70 годах. Автозавод продолжал выпускать машины среднего класса, бывшие пределом мечтаний миллионов жителей союза. Последовали 24-я модель и «Волга» ГАЗ-3102. Легковые машины всё больше стали проигрывать иностранным конкурентам, и после развала СССР нижегородские автомобилестроители выпустили остро требовавшийся бизнесу 1,5-тонный грузовик и микроавтобус «Газель». Также на ГАЗе производилась широкая линейка техники для нужд армии: БТР-80, ГАЗ-66, БРДМ-1, БРДМ-2.
28. ГАЗ-21. Она снималась в фильмах «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Также владение 21-й «Волгой» регулярно указывает в своей декларации президент России Владимир Путин.
В середине «нулевых» образовалась Группа «ГАЗ», куда, помимо автозавода в Нижнем Новгороде, «слили» множество смежных производств и заводов. Наиболее знаково вхождение в группу автобусных заводов в Павлово, Кургане и Ликино-Дулёво. Жители Москвы наверняка могли заметить, что подмосковные автобусы теперь несут на себе газовскую эмблему с оленем. На самом ГАЗе в последние годы отказались от производства легковых машин, произвели массовые сокращения персонала и запустили новые модели ГАЗель Next и ГАЗон Next, первая из которых теперь даже участвует в ралли-марафоне «Шёлковый путь».
29.
Судостроительный завод «Красное Сормово», основанный в 1849 году, начал со строительства пароходов. Затем добавилось производство железнодорожных вагонов, паровозов (1898–1951), подводных лодок (с 1930) — в том числе проекта 613 (из 215 построенных в СССР лодок 115 произвели в Горьком), а всего завод спустил на воду около 300 подлодок, и выпуск легендарных танков Т-34 во Время второй мировой войны. Широкую известность «Красное Сормово» получило благодаря разработке популярных в СССР судов на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор». В настоящее время завод занимается судостроением, производя танкеры, сухогрузы и баржи.
30. Круизный лайнер «Михаил Булгаков», построенный в Германии, идёт по Волге.
Нижний Новгород - студенческий город. Если утром выйти на «Горьковской», то можно увидеть, как множество симпатичных студенток спешат на учёбу в свои институты. Главный вуз носит имя местного уроженца - НГУ им. Лобачевского (54-е место по России, согласно рейтингу «Вузотеки»). Сразу за ним (58-е) располагается Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева. Он создан в 1917 году, а весной прошлого года стал одним из региональных опорных университетов (можно назвать третьим уровнем вузов, после федеральных и научно-исследовательских университетов). Свою историю НГТУ ведёт от Варшавского политехнического университета, эвакуированного в город в связи с Первой мировой войной. Ростислав Алексеев, чьё имя носит вуз, сам выпускник института, создавал суда на подводных крыльях и экранопланы.
31. Главное здание НГТУ им. Алексеева.
Жители Нижнего постоянно отмечают, что город потерял индивидуальность. Действительно: везде царит архитектурный винегрет. Точечная застройка, многоэтажные жилые и офисные здания, жуткие ТЦ уничтожили старую архитектуру, что-то целенаправленно уничтожалось, поджигалось, сносилось. Дома, находящиеся рядом с Кремлём и официально имеющие статус «Объекта культурного наследия федерального значения», разваливаются и покрылись плесенью. Аналогичная ситуация с транспортом: ржавые автобусы - привычная вещь. Символично, что фильм «Жмурки» снимался в Нижнем.
32. Типичный Нижний: старинные деревянные дома, брежневская панельная 9-этажка, позднесоветская кирпичная башня, современный стеклянный Hilton, трамвайные пути и ремонт.
33. Разрушающийся особняк купчихи О.И. Каменской. Ровно километр от кремля.
34.
35. Институт проблем машиностроения РАН. При СССР в городе существовало несколько десятков научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. В одном из них (НИРФИ) работал первый губернатор Нижегородской области Борис Немцов.
36.
Самая известная музыкальная группа из Нижнего — панк-рок коллектив «Элизиум», предпочитающий называть свою музыку космос-роком. Основанный в 1995 году, «Элизиум» в «нулевые» приобрёл всероссийскую известность. Стилистика песен со временем менялась. Сначала это был молодёжный протест («Я иду домой!»), затем романтическая лирика («Ослепительный мир», «Наши тайны и секреты», «В предвкушении лета»), более поздние работы напирают на социальные проблемы в обществе («Ад наш!», «Зло умрёт»).
37. Афиша концерта «Элизиума».
Как и любой город, находящийся на берегах широкой реки, Нижний Новгород зависим от наличия достаточного количества мостов. Через Оку построено шесть мостов, четыре из которых соединяют Нагорную и Заречную части города. Канавинский мост, первый из постоянных мостов через Оку, открылся в 1933 году.
38. Канавинский мост, уходящий в заречную часть. Между деревьями слева видна Нижегородская ярмарка.
39. Канавинский мост и микрорайон Ярмарка. За зелёным зданием по центру будет станция метро «Стрелка».
40. Памятник Жюль Верну на воздушном шаре.
41. Виадук через Почтовый съезд.
Главным спортивным брендом Нижнего является хоккейный клуб «Торпедо». В советское время «торпедами» назывались большинство команд при автозаводах. Основанное в конце 1946-го «Торпедо» традиционная команда-середняк, хотя есть в её истории и славные времена. В 1961 году «Торпедо» стало первой немосковской командой завоевавшей медали чемпионата СССР, став серебряным призёром. Не менее весомо, что в 1954–98 годах нижегородцы не покидали сильнейший дивизион. Интересно, что в нынешнем феврале председателем правления клуба избрали зампреда правительства Нижегородской области, олимпийского чемпиона по пятиборью Дмитрия Сватковского, с 2006 года работающего в областном правительстве. Видимо не случайно совпало, что в 2012-м Нижний принимал чемпионат Европы по художественной гимнастике (когда ещё в НН проходило что-то подобное?), так как дочь Сватковского успешно занималась этим видом спорта. С другой стороны, в Нижнем сильная гимнастическая школа: город представляли олимпийские чемпионки Анастасия Максимова, Анастасия Назаренко, Дарья Шкурихина (посол ЧМ-2018), Елена Посевина и Ирина Белова. Силён и конькобежный спорт: из трёх российских олимпийцев в Пхёнчхане двое представляют Нижний Новгород (Сергей Трофимов и Наталья Воронина). Также туда должна была поехать ещё одна нижегородка Дарья Качанова.
42. Несмотря на наличие модели фигуристки, фигурное катание в Нижнем загинается. А когда-то Горький принимал чемпионаты СССР по этому виду. Последние крупные соревнования (юношеское первенство страны) в городе проводились четыре года назад.
43. Анонс нового сезона от БК «Нижний Новгород».
Баскетбольный клуб «Нижний Новгород» появился в 2000 году и спустя десять лет дебютировал в элите. Главным достижением баскетболистов стал финал Единой Лиги ВТБ и выход в Евролигу в 2014 году. Несмотря на то, что председатель правления клуба — областной министр спорта, призёр чемпионата мира по баскетболу Сергей Панов, а президент — упоминавшийся вице-губернатор Дмитрий Сватковский, «Нижний Новгород» в сезоне 2017/18 уже борется не за медали, а просто за попадание в плей-офф. Как и хоккеисты, баскетболисты играют в Нагорном Дворце спорта, построенном полвека назад. Там же проходил и чемпионат по художественной гимнастике.
44. В сентябре Нижний принял всероссийский финал чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола по баскетболу 3х3 (стритбол).
С 18 июня по 6 июля в Нижнем пройдут шесть матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Из них 4 игры в группах и по одной встрече 1/8 и 1/4 финала. Для мундиаля на Стрелке возводится пока безымянный стадион. Некоторую абсурдность ситуации добавляет отсутствие нижегородской команды в Премьер-лиге. В 2014 году местная «Волга», отыгравшая в элите три сезона и запомнившаяся яркой околофутбольной движухой, вылетела, а спустя два года прекатила существование. В сезоне 2017/18 нижегородский «Олимпиец» дебютировал в ФНЛ (вторая по силе российская лига), до открытия стадиона на Стрелке играет в Дзержинске, и не имеет никаких шансов на выход в Премьер-лигу. 45-тысячный стадион при таких условиях ещё долгие годы не будет нужен. Ради стадиона собираются открыть станцию метро «Стрелка», которая до появления новости о чемпионате мира была седьмой (последней) по приоритету с точки зрения развития метрополитена в городе.
45. 500 метров от нового стадиона.
К самому чемпионату мира Нижний Новгород не очень готов. О футбольном мундиале, похоже, вспомнили только за несколько месяцев, начав как-то приводить город в порядок. Все смеются над свежеуложенной плиткой на Большой Покровской улице, которую уже изначально надо перекладывать. Конечно, под чемпионат город получил огромные средства из федерального бюджета, пошедшие на какое-то улучшение: например, обновили аэропорт. Тем не менее, даже с учётом масштабов, сравнивать Нижний с Казанью перед Универсиадой просто невозможно. Столица соседнего Татарстана благодаря студенческим играм сделала огромный шаг вперёд.
46. Взял мяч…
Многочисленные достопримечательности Нижнего Новгорода - отличный повод приезжать в город, однако возможность стать серьёзным центром туризма не используется. Казань за последние годы преобразилась, стала местом проведения Универсиады, водного мундиаля, футбольных Кубка конфедераций и чемпионата мира. Достигнуто это как нефтяными деньгами, так и привлечением инвестиций в регион, созданием особых экономических зон, участием в многочисленных федеральных программах, то есть работой руководства города и региона. Сейчас на официальном сайте администрации Нижнего Новгорода соседствует информация об «инвестиционной привлекательности» и фотографии видов города, сделанные ещё на плёночный фотоаппарат и неудачно отсканированные обычным сканером. Что может быть показательнее?
47. Жилые дома недалеко от Московского вокзала.
48.
Нижегородский трамвай ведёт свою историю с 1896 года, когда город принимал Всероссийскую выставку. Для территорий Российской империи, которые и сейчас входят в состав России это первый электрический трамвай. Сейчас трамвайная система в Нижнем одна из крупнейших в стране. В 2017 году подвижной состав представлен большим количеством самых разных моделей. В числе них — легендарные «гробы на колёсах», усть-катавские КТМ-5 (71-605), составляющие порядка 20% парка. Ещё четверть — не менее известная Татра Т3. Износ трамваев в Нижнем Новгороде на прошлое лето достиг 81,5%. Современного низкопольного трамвая в городе пока нет и, видимо, будет он нескоро. В декабре 2017 года объявили о запуске в Нижнем производства модернизированной версии абсолютно устаревшей Татры Т3 (проект 1960 года!). Кто-то решил, что «и так сойдёт!», лишив нижегородцев будущего, ведь трамвай в таком городе - важнейшая часть транспортной инфраструктуры.
49. Трамвай КТМ-5 (71-605).
Нижний Новгород стал заложником советской традиции строить метро в городах-миллионниках и огромного значения градообразующего ГАЗа, которому требовалось привозить рабочих. Нижегородский метрополитен открылся в 1985 году и стал третьим в России. Через год открыли Новосибирский, ещё через один Самарский. Эффективность метро в Нижнем Новгороде не очень высока. По пассажиропотоку (30 млн. человек в год) он значительно уступает Новосибирску (79) и Екатеринбургу (49), только немного опережая Казань (27), где одна линия и всего 10 станций. В Нижнем 2 линии и 14 станций. Самая важная — «Горьковская», в Нагорной части города, открылась только в 2012-м. Для этого в 2009 году построили совмещённый метромост через Оку.
50. Вход на станцию «Чкаловская».
Половина станций Нижегородского метрополитена окружена промзонами и малоэтажной застройкой, а на заводы теперь возить особо некого: численность работников ГАЗа сократилась до 20 тысяч. Среднесуточный пассажиропоток составляет 83 тысячи человек, что катастрофически мало для почти полуторамиллионного города. Как и в Самаре, где метро построили из ниоткуда в никуда, в Нижнем всё рисуют схемы перспективного развития, мол, вот построим ещё стописят станций и сразу люди начнут пользоваться. Хотя на деньги, требующиеся метро, можно обновить всю трамвайную сеть города. По минимальной цене строительства одной станции (около 5 млрд, хотя «Стрелка» должна обойтись в 10) можно купить 50 новейших трёхсекционных трамваев «Витязь-М», которыми Москва сейчас обновляет свой парк.
51. Ничего необычного: просто вход в метро рядом со старыми деревянными домами.
Детские железные дороги массово появились в СССР перед Второй мировой войной. Сейчас такие действуют, например, в подмосковном Кратово, Оренбурге, Уфе. По замыслу они должны летом давать практику подросткам, изучающим железнодорожные специальности. Детская железная дорога в Нижнем Новгороде насчитывает три станции с протяжённостью главных путей в 3,2 км. Парк локомотивов составляют три узкоколейных (750 мм вместо привычных 1520 мм) тепловоза ТУ7 и один совсем новенький ТУ10. Обе модели собирались в Удмуртии, причём, если ТУ7 построено более 3 тысяч и они использовались в промышленности, то ТУ10, выпущенных чуть более 30, созданы для эксплуатации именно на ДЖД.
52. Горьковская детская железная дорога имени М. Горького.
Тепловозы ТУ2 строились в 1955–58 годах в Калужской области. За сходство с локомотивами обычной колеи, ТУ2 решили также использовать на детских железных дорогах. Тепловозы эксплуатировались полвека и стали списываться в «нулевые» годы. Более 20 машин установили в виде памятников. ТУ2 имел мощность 300 л.с. и конструкционную скорость 50 км/ч. Нижегородский ТУ2-233 сделали памятником по случаю 75-летия Детской железной дороги в 2014 году. Тепловоз стоит напротив главной станции ДЖД — «Родина».
53. Тепловоз ТУ2-233 на фоне Дворца культуры им. Ленина.
54. Дворец культуры имени Ленина. Это не Припять. Это город, принимающий чемпионат мира по футболу.
55. Ближе.
56. Кино.
57. Знакомая спрашивала уроженца Нижнего, переехавшего в Москву, что посмотреть в городе. Ответ был категоричен: «уезжай оттуда!». Справа на фото баннер с послами чемпионата мира по футболу.
В прошлом году я очень хотел съездить в Нижний и поснимать город. За время поездок в 2011-12 годах (на Первенство России по фигурному катанию и футбольный фестиваль «Локобол») этого сделать не удавалось. Конечно, получилось побывать далеко не везде, ещё меньше — снять интересные места и сюжеты. Тем не менее, поездкой и собой я остался очень доволен. От города же хочется видеть большего: развития, красоты, нового транспорта, уважения к истории и культуре. В будущем хотелось бы подробнее и с картинками рассказать о метро, заводах (совсем не затронут НМЗ), театрах, спортивных клубах. Если будут идеи, предложения и возможности для интересной съёмки, то готов вернуться в Нижний почти в любое время.
58. Звучат Подмосковные вечера.
59. Пишите отзывы! Зовите на съёмки! :)
Смотрите также:
Санкт-Петербург
Бронницы
Дмитров
Лучшие фотографии 2017 года
Готов провести фотосъёмку различных событий, мероприятий, спортивных соревнований и тренировок. С меня качественные фото. Подробности здесь.
Дата публикации: 09.02.2018
Автор: Дмитрий Икунин